Здесь нужно быть очень внимательными, потому что, знаете, если вы придете к каким-то оптимизаторам, и они вам скажут, что они предлагают вам накрутить что-нибудь, поведенческие факторы или если слово «накрутка» вообще прозвучало, сразу разворачивайтесь и уходите, потому что они даже не пытаются какое-то нормальное слово придумать для этого дела, как-то завуалировать. Прямо вам говорят, что мы будем сейчас какой-то ерундой страдать. Но, к сожалению, ребята взрослые, которые этим занимаются, придумывают очень красивые формулировки:
Это тоже скриншот из системы, с которой работает наш сотрудник. Так выглядят ваши тикеты, которые поступают к нашему сотруднику. Товарищ пишет, который пострадал от санкций, что ему одна широко известная в узких кругах контора преподнесла это услугу, как «что она работает на привлечение заинтересованной аудитории», не связана с накрутками.
Им там вообще обещали каких-то целевых пользователей, которые придут, и что-то у них будут покупать или интересоваться товарами. Потом он пишет, что за 3 недели сколько-то посетителей на их сайт пришло, ничего реально не изменилось в бизнесе, они это отключили, но было уже поздно.
Содержание
Заинтересованная аудитория
Давайте теперь посмотрим, как выглядит заинтересованная аудитория на самом деле:
Все знают, что такое вебвизор? Мы тогда будем смотреть, как выглядит сессия такого заинтересованного пользователя на самом деле. Итак, пользователь приходит на этот сайт по запросу «купить поддон» и идет в новости, действительно что же нас еще может интересовать, когда мы хотим купить поддоны.
Каталог, сейчас наконец-то начнет покупать.
Нет, идет в статьи. Все нормально, сейчас нормальный пользователь.
На самом деле этот пользователь выполняет задание. Ему нужно пройти определенное количество страниц на этом сайте и пробыть там определенное количество времени.
Вот, что он делает сейчас. Естественно, когда смотришь на это в вебвизоре, то кажется, что пользователь такой не особо и хотел эти поддоны покупать, что-то он там проверял.
Дело в том, что аналитики, которые потом принимают решение по поведенческим факторам, не смотрят на записи вебвизора. Это просто иллюстрация для вас, чтобы вы понимали, как это выглядит в жизни. Там смотрится опять же специальными методами, алгоритмами на кучу факторов этих пользователей и если вы видели сессию пользователя глазами этого алгоритма, то там понятно, что человек, который подсознательно совершает посещение сайта. Он настолько отличается по своему поведению от человека, который сознательно выполняет задание. У него нет паттернов каких-то, где-то он больше заинтересован, а где-то меньше. Сейчас я не скажу, что это простые алгоритмы, алгоритмы сложные, но они существуют. Сейчас это все развито до такой степени, что обнаружить такие накрутки не проблема.
А иногда под заинтересованной аудиторией вместо даже таких пользователей – это хотя бы человек был, вдруг бы действительно заинтересовался, а иногда к нам на сайты приходят даже не такие пользователи, а кто? Кто к нам приходит на сайты? Я принесла его – эти ребята приходят к нам на сайты. Давайте посмотрим на такого товарища:
Очень интересное видео. Оно довольно длинное, наберитесь терпения, опять же от вас потребуется внимательность, но в конце развязка – красота. Давайте смотреть.
Сайт по аренде автомобилей. Тут нормально, начинаем с каталога. Просматриваем, что у нас тут есть.
Двигает мышью довольно хаотично, неправда ли?
Никакая это не аметрия.
Крутит страницу, предыдущий даже ни одной статьи не открыл. Наверняка там были интересные статьи про поддоны. Петельку нарисовал, молодец, шикарно.
Так…
Да, шепот из зала «патерные промежутки времени».
Да, тут видно внизу.
Сейчас все, ребята там уже рандомизацию написали, скорее всего, пока вы это прокомментировали.
Куда он пошел? В условия аренды. Все, действительно, молодец, отлично.
Он посмотрел каталог, что там можно арендовать, а затем пошел читать условия.
Молодец, красавчик, читает внимательно. Открыл очередной фрагмент страницы и остановился.
Остановился, читает.
Чисто визуально – не придерешься. Не знал бы все остальное, то вроде как нормальный пользователь, который что-то читает.
Сейчас пошли наверх, развязка близко.
Все, наш клиент готов.
Готов арендовать машину, поэтому идет в контакты. И что делает? Не попадает.
Сейчас ускорилось, 2 минуты прошло.
И снова не попадает. Давай, соберись, мы верим в тебя.
Так он пытается несколько раз зайти и уходит. У нас всегда есть скептики в команде, которые занимаются каким-то детектом, и когда говорят все, нашли, то эти ребята говорят: «Может быть там чувак что-то делал» и мы с ними спорим всегда.
Из чего стрелял Холмс, развивая меткость
Кто-нибудь увлекается спортивной стрельбой в зале?
Нет? У стрелков такая ситуация называется «precise not accurate» – вот он, наш робот, второй. Ребята, которые занимаются детектом накруток, просили передать, что первые три ситуации им уже неинтересны и они ждут, когда наши роботы-накрутчики будут что-то такое производить, чтобы всем было интересно, и нам, и ребятам, которые пишут этих роботов. Мы только что видели, как этот робот был близко к цели, но чуть-чуть бы еще и не был бы забанен.
Это не котловина
Да, что за это бывает? Если у нас с Минусинском была котловина, то здесь не котловина.
Здесь это выглядит вот так:
Здесь это обрыв. Это сильная пессимизация всего сайта на срок от 8 месяцев и это никак не варьируется. Что это за 8 месяцев? С того момента, когда накрутка вашего сайта прекращается, проходит 8 месяцев и только после этого алгоритм, который обрабатывает эти сайты, получит задание пересмотреть этот сайт. Прекращается накрутка, 8 месяцев без шансов. Если у нас с ребятами в Минусинске еще чувство юмора есть, у этих ребят его совершенно нет.
Какой самый популярный вопрос про накрутки? Молодцы, конкуренты. Внимание, что происходит с конкурентами. Клики, которые формируют конкуренты, все плохие клики, все плохие посещения банятся. Накрутить конкурента не получится, но такая ситуация происходит с сайтами только, когда мы совершенно уверены, что накрутка производилась владельцами этого сайта. Ели вы накручиваете конкурентов, то вы просто тратите деньги, потому что забанен этот сайт не будет, но и он никуда не продвинется, потому что все посещения фильтруются.
Этим летом мы были с коллегами в Австралии на конференции KDD и представляли там свое исследование про A\B testing. Также мы прокатились по Великой океанской дороге и там есть такая туристическая достопримечательность, которая называется «Двенадцать апостолов». Такое живописное побережье Южного океана, скалы потрясающие и там есть такая табличка:
Она нам очень понравилась. Обрыв такой с 12-тиэтажный дом и табличка, что мол нестабильные, осыпающиеся скалы, будьте осторожны и потрясающая фраза «you may fall and DIE». Вы понимаете, там большими буквами написано «вы можете упасть и умереть». Для кого-то было неочевидно, что если они туда полезут, на этот забор, вы видите, что там происходит? Находились люди, которые туда лезли. Пожалуйста, это очень красноречивая картинка про поведенческие факторы.
Улучшаем поведение
Здесь у нас будет забавный случай, который мне очень нравится.
«Улучшаем поведение» называется. 14 января товарищ пишет нам – «У меня есть предположение, что это постарались конкуренты». Капсом, вы видите, тут эмоции пошли. Этот путь через отрицание, гнев, торг, депрессию к принятию этот товарищ проходит меньше чем за сутки.
15 января – отключил поведенческие факторы, все, молодец, принял решение. Но это забавная ситуация, тут сам себе буратино, как говорится, бог с ним.
Но, к сожалению, иногда бывают ситуации не очень веселые:
Например, мы получили такой документ. Нам пишут владельцы сайта о том, что их сайт попал под санкции, потому что ребята, которые занимались продвижением этого сайта, без ведома владельца накручивали поведенческие факторы. Естественно, владельцы сайта узнали об этом, когда уже посещения из поиска упали. Да, тут говорится, что приложено письмо директора компании, которая занималась этим продвижением. Давайте его посмотрим:
Оно действительно приложено. Да, говорит: «Поддавшись общей моде накруток, мы в такой-то компании совершили данное преступление, за что был наказан сайт нашего клиента такого-то. Делали накрутку без согласования с заказчиком, по собственной инициативе. Прошу вас амнистировать данный проект под честное слово больше не повторять накрутку ПФ или снять санкции с сайта такого-то». Да что же такое-то, на самом интересном месте. Это комплект документов. И «…снять санкции с сайта такого-то и присвоить их сайту нашей компании». Как вы понимаете, мы, когда с ребятами можем, идем навстречу. Тут частично просьба была удовлетворена в части наказания сайта компании, потому что, если серьезно, они реально подставили людей, очень круто подставили. И совершенно справедливо показалось, чтобы они испытали на себе тоже все последствия. Свой сайт они же не накручивали этими методами, а клиентов подставили. Сейчас, по-моему, и у тех, и у других все хорошо.
7 раз проверь
Поэтому, когда вы видите такие заявления в Сети:
Это то, что писали люди, которые запускали этот сервис накруток. «Мы общались кулуарно с топами обоих поисковиков. Для них это белое SEO». Я, конечно, не знаю, с кем они там общались, что они имеют ввиду, но это совершеннейший абсурд. Ни один вменяемый представитель поисковой системы не скажет, что то, что они делали, это белое SEO. Это не белое SEO, это даже не серое SEO. Это абсолютно что ни наесть черное SEO, это оно.
Если вы слышите, что на каких-то очень крупных конференциях вам предлагают эту услугу, то не надо думать, что если конференция крупная, то все, это белое SEO, отлично все, вперед. Задайте правильные вопросы, узнайте, что конкретно будет происходить с вашим сайтом.
Выводы
Давайте сделаем выводы. Если вам предлагают какую-то услугу, смысл которой вам неясен, задайте вопрос: «А что вы будете делать с этим сайтом? А как это повлияет непосредственно на сайт? А какие там пользователи придут?» и т.д. Эти уточняющие вопросы всегда позволяют – это будет реальное какое-то улучшение, которое для ваших пользователей что-то лучше делает или это какая-то имитация для поисковой системы.
Если вы не уверены, напишите в поддержку, спросите, что такая ситуация, такие-то детали, это вообще нормально или нет и вам ответят.
Если вы заключаете какие-то договора на SEO-продвижение с посторонними людьми, прописывайте, что к вашему сайту имитирующие методы применять нельзя, потому что, как вы поняли, все эти методы, которые мы перечисляли, это все имитация. Их объединяет то, что ничего реального с вашим сайтом не происходит. Вам не делают лучше юзабилити, вам не делают какой-то потрясающе классный контент, это все какая-то имитация для поисковой системы.
И, естественно, сразу пугаться всех тоже не надо, любых предложений, потому что, допустим, даже под словами «улучшение поведенческих факторов» может скрываться совершенно безобидная вещь. Сейчас очень много докладов на эту тему, нормальные вещи предлагают ребята. Каким-то образом улучшить дизайн, улучшить юзабилити сайта, чтобы вашим пользователям было удобно эти страницы просматривать, добавить какие-то аттрактивные элементы или какой-нибудь опрос запилить, на котором пользователь просидит дольше. Это будет ваш пользователь, который к вам пришел и ему действительно что-то интересно. Вы его привлекли этим контентом, он может на вашем сайте хоть два дня тусоваться.
И вполне очевидный совет – работайте над качеством сайта, над качеством вашего бизнеса. Если пользователь получает нормальную услугу или качественный товар по приемлемой для него цене, которая ему нравится, то это 100% выведет вас в топ рано или поздно. Да, это может случиться не скоро, но тем не менее, зато этот результат надежный и никакие методы вам будут нестрашны, вы о них и знать не будете.
Источник (видео): Поведенческие факторы, медитативные практики – Екатерина Гладких