Результативное продвижение сайта в интернете!

г. Москва, м. Сокольники, ул. Маленковская, д. 32, стр. 3

с 10:00 до 19:00, пн.- пт. (сб./вс. - выходной)

Дзансин: изучение искусства внимания и концентрации от легендарного самурая-лучника

Оригинал – Джеймс Клеар.

В 20-е годы прошлого века немец Ойген Херригель переехал в Японию, чтобы начать практиковать Кюдо – японское боевое искусство стрельбы из лука.

Херригель был учеником легендарного мастера, Авы Кензо. Его метод обучения заключался в том, что всем новичкам необходимо усвоить основы и тонкости стрельбы из лука, не прибегая к практике с настоящими мишенями.

Первые четыре года обучения мишенями Херригеля были стога сена, по которым он стрелял с расстояния в семь футов. Первый же его опыт стрельбы на тренировочной площадке был печальным. Стрелы отклонялись от курса, и с каждым неудачным выстрелом он отчаивался все больше. Херригель полагал, что проблема была в том, что он плохо целится. На что Кензо ответил: «Лишь подход и отношение к цели предопределяют исход». Разочарованный Херригель выпалил: «В таком случае даже вслепую вы должны попадать прямо в цель».

Кензо же после секундной паузы ответил: «Приходи сегодня вечером».

Стрельба вслепую
Как только стемнело, они вернулись на тренировочное поле. Кензо отошел на свое привычное расстояние и нацелился на мишень, скрытую где-то во мраке. Натянув тугую тетиву, он выстрелил.

Позже Херригель напишет: «По звуку я понял, что стрела достигла мишени».

Кензо сразу же потянулся за следующей стрелой и пустил ее вслед за первой. Херригель побежал через все поле, чтобы проверить мишень. В своей книге «Дзен в искусстве стрельбы из лука» он писал: «Включив свет, к своему удивлению, я обнаружил, что первая стрела застряла прямо в центре мишени, а вторая расколола торец первой пополам и только потом достигла цели».

 

Рисунок 1

Рисунок. Японские лучники, 1860 – фотограф неизвестен

Главное – это то, как вы прицеливаетесь
Великие мастера-лучники часто говорят: «Главное – это то, как вы прицеливаетесь». Как расположены ваши ноги, как вы держите лук, и даже ваше дыхание в момент выпускания стрелы – все предопределяет результат.

Кензо же был настолько погружен в процесс, что, даже не видя реальной цели, внутренне мог представить абсолютно точную серию действий, приводящих к ее достижению.

Это осознание целостности тела и мысли, направленное на достижение цели, известно как Дзансин.

Многие японские боевые искусства употребляют понятие «дзансин» для описания состояния спокойствия боевой готовности. В буквальном смысле, слово «дзансин» означает «разум без остатка». Иными словами, разум и мысли полностью сосредоточены на действии и зафиксированы на конечной цели. Дзансин – это неизменное состояние осознания целостности тела, разума и окружающей действительности. Грубо говоря, пассивная бдительность.

Но на практике же дзансин имеет более глубокое значение. Дзансин – это выбор прожить жизнь осознанно, с четко поставленной целью, а не бездумно пасть жертвой  обстоятельств, встречающихся на пути.

Враг прогресса
Существует японская пословица, звучащая примерно так: «После победы следует укрепить свой шлем».

Другими словами, даже после победы битва не окончена. Борьба окончена только в том случае, когда лень идти вперед, когда на место решимости и целеустремленности приходит безразличие.

Дзансин – это некий закон жизни, который гласит: «Необходимо продолжать сохранять бдительность, даже если цель уже достигнута».

Эта философия применима ко многим сферам нашей жизни.

Писательство. Борьба не заканчивается в момент, когда ваша книга публикуется. Все заканчивается, когда вы считаете, что всего достигли, и не стремитесь совершенствоваться в своем деле.

Спорт. Борьба не  заканчивается в момент достижения личного рекорда. Все заканчивается, когда вы теряете концентрацию и забрасываете тренировки или же лишаетесь контроля и перенапрягаетесь.

Бизнес. Борьба не заканчивается, когда вы совершаете крупную сделку. Все заканчивается, когда вы приобретаете такие качества, как наглость и высокомерие.

Враг прогресса – это и не успех, и не провал. Это скука, утомляемость, потеря  концентрации и, самое важное, отсутствие самоотдачи процессу. А процесс – это все.

Искусство Дзансин в повседневной жизни
«Подобно лучнику, держащему лук и стрелы, следует ко всему относиться так же одинаково осознанно, интенсивно и искренне».

Кеннет Кушнер, «Одна стрела, одна жизнь»

Мы живем в мире, одержимом результатами. И, подобно Херригелю, мы склонны прикладывать колоссальное количество усилий, несмотря ни на что. Однако, если мы вкладываем в процесс всю свою силу, внимание и искренность, то положительный исход – это своего рода побочный эффект.

 

Суть в том, что не нужно беспокоиться о непосредственном достижении цели, а в том, чтобы влюбиться во всю мудрость процесса и не упустить ни одной его составляющей. Главное – уловить мгновение Дзансин – мгновение осознанности и концентрации – и пронести его через всю свою жизнь.

Не цель имеет истинное значение, не финишная прямая на пути к ней. Все дело в вашем настрое. Дзансин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с Условиями использования